RUS  |  ENG

 

к оглавлению журнала

 

Название статьи

Единство государственной власти и законодательная власть в системе разделения властей

Автор

Безруков Андрей Викторович

канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России. 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66. E-mail: abezrukov@bk.ru

Рубрика

Конституция, государство и общество

Номер журнала

6/2012

Страница

21-26

УДК

342.5 +

342.52

ББК

Х400.6 +

Х400.62

Аннотация

Статья содержит юридическую характеристику и взаимообусловленность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства системы государственной власти, наряду с принципом разделения властей, закреплен в Конституции РФ в числе основ конституционного строя. Автор приходит к выводу о том, что принципы единства системы государственной власти и разделения властей не противоречат друг другу, а при правильном конституционном оформлении и практической реализации вполне могут гармонично сочетаться и эффективно работать в государственном механизме, взаимодополняя друг друга. Рассматриваются сущность и природа законодательной власти, показывается ее первостепенное место в системе разделения властей, где она устанавливает правила поведения для исполнительной и судебной власти, выполняет ориентирующую и контрольную функции. Раскрываются основные направления и формы взаимоотношений законодательной власти с исполнительной и судебной властью. Учитываются конституционная модель, закрепившая приоритетное положение Президента России в государственном механизме, и анализируются правовые позиции Конституционного Суда России. Обосновывается концепция взаимозависи мости ветвей властей, что способствует укреплению единства системы государственной власти и эффективной реализации принципа разделения властей.

Ключевые слова

единство государственной власти, разделение властей, ветви власти, законодательная власть, взаимодействие ветвей власти

Полный текст статьи доступен

Список литературы

1. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 2005. — С. 231.

2. См.: Чиркин В. Е. Законодательная власть. — М., 2008. — С. 120—143.

3. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года по делу о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ // Российская газета. — 1998. — 21 дек.

4. См.: Чиркин В. Е. Законодательная власть. — С. 140—143.

5. Постановление КС РФ от 6 апреля 2004 // СЗ РФ. — 2004. — № 15. — Ст. 1519.

6. Несмотря на то, что Конституция РФ не предусматривает положений о делегированном законодательстве, на практике делегирование полномочий парламентом Правительству, а иногда и Президенту РФ применяется, например, в текст закона включается поручение Правительству РФ или Президенту РФ урегулировать те или иные вопросы.

7. См.: О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ : закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года // Российская газета. — 2008. — 31 дек.

8. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года по делу о толковании ст. 125, 126, 127 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. — 1998. — № 3.

9. Чиркин В. Е. Законодательная власть. — С.165—166.

 

к оглавлению журнала