|
к оглавлению журнала |
Название статьи |
Единство государственной власти и законодательная
власть в системе разделения властей |
Автор |
Безруков Андрей Викторович
канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры
конституционного права Уральского юридического
института МВД России. 620057, г. Екатеринбург, ул.
Корепина, 66. E-mail: abezrukov@bk.ru |
Рубрика |
Конституция, государство и общество |
Номер журнала |
6/2012 |
Страница |
21-26 |
УДК |
342.5 +
342.52 |
ББК |
Х400.6 +
Х400.62 |
Аннотация |
Статья содержит юридическую характеристику и
взаимообусловленность принципов единства
государственной власти и разделения властей. Принцип
единства системы государственной власти, наряду с
принципом разделения властей, закреплен в
Конституции РФ в числе основ конституционного строя.
Автор приходит к выводу о том, что принципы единства
системы государственной власти и разделения властей
не противоречат друг другу, а при правильном
конституционном оформлении и практической реализации
вполне могут гармонично сочетаться и эффективно
работать в государственном механизме, взаимодополняя
друг друга. Рассматриваются сущность и природа
законодательной власти, показывается ее
первостепенное место в системе разделения властей,
где она устанавливает правила поведения для
исполнительной и судебной власти, выполняет
ориентирующую и контрольную функции. Раскрываются
основные направления и формы взаимоотношений
законодательной власти с исполнительной и судебной
властью. Учитываются конституционная модель,
закрепившая приоритетное положение Президента России
в государственном механизме, и анализируются
правовые позиции Конституционного Суда России.
Обосновывается концепция взаимозависи мости ветвей
властей, что способствует укреплению единства
системы государственной власти и эффективной
реализации принципа разделения властей. |
Ключевые слова |
единство государственной власти,
разделение властей, ветви власти, законодательная
власть, взаимодействие ветвей власти |
|
Полный текст статьи
доступен |
Список литературы |
1. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных
стран. — М., 2005. — С. 231.
2. См.: Чиркин В. Е. Законодательная власть. — М.,
2008. — С. 120—143.
3. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11
декабря 1998 года по делу о толковании ч. 4 ст. 111
Конституции РФ // Российская газета. — 1998. — 21
дек.
4. См.: Чиркин В. Е. Законодательная власть. — С.
140—143.
5. Постановление КС РФ от 6 апреля 2004 // СЗ РФ. —
2004. — № 15. — Ст. 1519.
6. Несмотря на то, что Конституция РФ не
предусматривает положений о делегированном
законодательстве, на практике делегирование
полномочий парламентом Правительству, а иногда и
Президенту РФ применяется, например, в текст закона
включается поручение Правительству РФ или Президенту
РФ урегулировать те или иные вопросы.
7. См.: О контрольных полномочиях Государственной
Думы в отношении Правительства РФ : закон Российской
Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря
2008 года // Российская газета. — 2008. — 31 дек.
8. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16
июня 1998 года по делу о толковании ст. 125, 126,
127 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда
РФ. — 1998. — № 3.
9. Чиркин В. Е. Законодательная власть. — С.165—166. |
|
к оглавлению журнала |
|