RUS  |  ENG

 

к оглавлению журнала

 

Название статьи

Профилактика управления транспортными средствами в состоянии опьянения: обзор мирового опыта

Автор

Майоров Владимир Иванович

профессор кафедры административного и финансового права института государства и права, Тюменский государственный университет, доктор юридических наук, профессор. 625003, г. Тюмень, ул. Республики, 9/1. Е-mail: 1955715@rambler.ru

Липатов Евгений Юрьевич

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», Волгоградский государственный технический университет. 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 28. Е‑ mail: elpat@vstu.ru

Ганзин Сергей Валерьевич

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», Волгоградский государственный технический университет. 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 28. Е‑ mail: ganzin_fat@mail.ru

Рубрика

Административное право

Номер журнала

1/2016

Страница

86-97

УДК

656.13.08 + 343.976

ББК

 

Аннотация

Мировое сообщество накопило большой исследовательский материал и практический опыт противодействия алкогольному вождению, часть которого незаслуженно не используется в Российской Федерации. Вопервых, в России не развито воздействие на общественное сознание, без которого невозможно эффективное применение других методов профилактики. Распространение информации и приобретение знаний о вреде и опасности опьянения, а также культивирование жизненной активной позиции, несовместимой с алкоголем, дают в длительной перспективе наилучший результат. Во-вторых, эффект от наказаний за управление транспортным средством (ТС) в состоянии алкогольного опьянения ослабляется отсутствием ощущения их неотвратимости. Это ощущение могли бы создать массированные проверки водителей на трезвость, незамедлительное применение административных санкций и осведомленность общества об этом. В-третьих, некоторые эффективные наказания совсем не применяются. К ним относятся: запрет эксплуатации ТС, принадлежащего нарушителю, на весь срок лишения права управления (осуществляется путем изъятия номерных знаков); задержание ТС на срок до 90 дней (путем перемещения и содержания его на специализированной стоянке за счет владельца); направление лиц, лишенных права управления ТС, на принудительное прохождение программы перевоспитания. В-четвертых, отсутствует дифференциация административных наказаний в зависимости от степени опасности правонарушения, что снижает общественную поддержку. В случае алкогольного вождения степень опасности определяется в первую очередь концентрацией алкоголя в крови, и только во вторую — признаком повторности и наличием последствий в виде дорожно-транспортного происшествия. В-пятых, алкогольные блокираторы зажигания (алкозамки) используются недостаточно широко. Несмотря на имеющиеся недостатки их конструкции они эффективны и как средство воздействия на общественное здоровье (через приучение водителей коммерческого транспорта к трезвости и самоконтролю), и как средство специальной профилактики (при установке на ТС, принадлежащие нарушителям). В то же время, ряд мер (например, конфискация ТС или тюремное заключение) зарекомендовали себя как неэффективные и могут не рассматриваться как средство профилактики в России.

Ключевые слова

алкоголь, водитель, автомобиль, профилактика, правонарушение, классификация, наказание, безопасность дорожного движения, общественное здоровье, алкозамок.

Полный текст статьи доступен

 

к оглавлению журнала